«Братство» Павла Лунгина: как воспоминания экс-директора ФСБ стали антивоенным фильмом

Автор: & Рубрика: .

Постер фильма «Братство» / «Кинопоиск»

10 мая на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Братство», посвященный афганской войне. Фильм, основанный на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалева, чуть было не лишился прокатного удостоверения из-за критики политиков. Некоторые из них посчитали, что он искажает правду о войне и показывает советских воинов «неправдоподобно», так как те «совершают воинские преступления». В итоге фильм все же выйдет, но в коротком прокате — с 10 по 12 мая. На закрытом показе в екатеринбургском Ельцин Центре Павел Лунгин представил фильм первым зрителям, а также рассказал о спорах вокруг картины.

1989 год, советские войска готовятся уйти из Афганистана. Солдаты ждут дембеля, офицеры с тревогой размышляют о приближении мирной жизни: на родине-то происходит непонятно что — Союз разваливается, все слушают рок-музыку, девушки носят колготки в сетку. Сотрудничающие с Советами афганцы не представляют, как будут жить после ухода союзника. Все пытаются заработать напоследок и привезти домой какие-нибудь сувениры — кто японский магнитофон, кто дубленку, кто афганский нож. Во время боевого вылета американским «стингером» сбивают советский самолет, из которого успевает катапультироваться летчик Александр — сын командующего советской группировкой войск (Виталий Кищенко). Афганцы берут летчика в плен. Вызволить сына генерал отправляет полковника КГБ (Кирилл Пирогов), больше похожего на советника ЦРУ из американских фильмов про Вьетнам: в джинсах, с легкомысленной прической и пацифистскими взглядами («Нужно не воевать, а договариваться»). Параллельно стоит задача как-то провести советские войска через перевал Саланг, который контролируется одним из афганских полевых командиров. 

Новый фильм Павла Лунгина родился с подачи генерала армии Николая Ковалева. Ковалев, работавший в Афганистане по линии КГБ, сам вышел на режиссера и попросил экранизировать его воспоминания, которые ранее публиковались в «профильных» чекистских журналах. В процессе съемок Лунгин и Ковалев подружились, и неудивительно, что герой фильма — кагэбэшник Николай Дмитриевич, прототипом которого стал Ковалев, — выглядит исключительно симпатичным персонажем. 

По просьбе самого Ковалева фильм сначала показали депутатам Госдумы, которые, по словам Лунгина, в целом оценили картину положительно, в том числе и председатель комитета по культуре Елена Ямпольская. Затем о своем показе попросил и Совет Федерации. Там картину приняли намного хуже. «Люди пришли уже какие-то заряженные», — рассказал Лунгин. По его словам, после того как включился свет, «в зале раздался чей-то жирный бас: „Морды надо бить за такие фильмы! В тюрьму надо сажать!“». Звучали даже угрозы «разобраться с Ковалевым», но этого сделать у сенаторов уже не получилось: 5 апреля 2019 года генерал армии скончался от рака.

В день похорон Ковалева Минкульт выдал фильму прокатное удостоверение, но затем отозвал его. Организовали еще один просмотр и обсуждение. Для защиты картины Лунгину пришлось подключить собственных «лоббистов» — например, вдову Александра Солженицына Наталью Дмитриевну, а также «несколько генералов и Героев России». Фильм удалось отстоять.

В общем-то понятно, почему сенаторам-«патриотам» страны, регулярно участвующей в военных конфликтах, не понравился фильм. После него совершенно не хочется воевать. Фильм, и об этом говорит сам Лунгин, получился антивоенным. Впрочем, и пропагандой пацифизма его не назвать. Это просто неоднозначная и довольно убедительная история о последних днях Афгана. Война в фильме не парадна и не героична, все устали от нее и уже давно не понимают, за что собственно воюют. Здесь есть место и подвигам, но совершившие их солдаты обычно испытывают такой страх от происходящего вокруг, что назвать их героями язык не поворачивается. А самые отчаянные вылазки предпринимаются не для спасения товарищей, а за редким трофеем, который очень уж хочется привезти домой. 

На этой войне можно увидеть все: и предательство, и низость, и жадность, но также и дружбу, радость, смех. Поэтому фильму веришь. И еще это исключительно мужской мир — в ленте вообще нет женских персонажей. На фоне бушующего в Голливуде феминизма это кажется необычным, но честным.

Помимо прочего, это еще и необычайно зрелищный фильм, по сути боевик. В нем много стреляют и взрывают, есть и традиционная драка в баре. А сцена зачистки афганского кишлака, озвученная песней «Все идет по плану», — одно из самых сильных изображений боевых действий в кино последних лет. Это вовсе не артхаусный фильм для высоколобых кинокритиков: его по-настоящему интересно смотреть.

В Госдуме хотят срочно проверить фильм «Братство» Лунгина на историческую достоверность

А еще, как ни странно, этот фильм о войне и смерти получился вовсе не тяжелым. Более того, в нем много по-настоящему смешных моментов. Да и показанные в «Братстве» советские солдаты и офицеры — в основном симпатичные люди. Не всегда смелые, не всегда идеальные, не всегда героические, но зато объемные и живые. И то, что некоторые из них под конец десятилетней войны больше думают о конкретных двухкассетных магнитофонах, чем о выполнении абстрактного «интернационального долга», не делает их хуже. Таковы люди.

Не выглядят плоскими и их противники — моджахеды. У каждого тут своя правда: кто-то сражается за Родину, кто-то за семью, кто-то за Аллаха, кто-то за деньги. А у кого-то просто «так получилось». Но все понимают, что «войну начать легко, а как закончить — никто не знает». Это, наверное, и есть главная мысль фильма, которую Лунгин старается высказать не столько про прошлое, сколько про настоящее и будущее. 

Источник: znak.com

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.